Отчетный концерт учащихся фортепианного отделения

Памятные даты

«Влюблённый в музыку навечно…»

 

Заслуженный работник культуры Российской Федерации Александр Гаврилович Карнацкий (1945- 2020гг.)

Александр Гаврилович родился в 1945 году в Магнитогорске. Вырос в многодетной семье. Кроме Саши, в семье воспитывались еще трое братьев.

Его родители считали, что свободное время детей нужно занять чем-то толковым, чтобы не бездельничали, меньше времени оставалось на шалости. Отец мальчишкам всегда говорил: «Живи своим умом. Умри, но сделай». С этим девизом Александр всегда шел по жизни. В 8 лет родители привели Сашу в музыкальную школу, чтобы он учился игре на скрипке, но преподаватели забраковали его пальцы. Дело было в том, что на другие инструменты набор закончился, а вакансии оставались только на балалайку. Александр об этом не пожалел. В балалайку он просто был влюблен и не представлял жизни без нее. Об этом народном инструменте Александр Гаврилович мог рассказывать часами. После окончания музыкальной школы поступил в музыкальное училище, а позже, в 1975 году, окончил Уфимский институт искусств. В 1977 начал работать в Орском колледже искусств преподавателем отделения народных инструментов по классу балалайки. Неоднократно становился лауреатом Международных конкурсов и победителем V Всероссийского конкурса методических и творческих работ преподавателей ССУЗов. А его бессменным концертмейстером все годы его работы была супруга Ольга Ивановна Карнацкая (преподаватель по классу фортепиано Орского коллежда искусств).

Музыкант проработал педагогом более 50 лет. За это время через его руки и сердце прошли десятки учеников, которые сегодня с благодарностью вспоминают своего педагога. Студенты класса Александра Гавриловича  становились лауреатами международных, региональных, областных конкурсов исполнителей на народных инструментах.

В репертуаре музыканта было более 50 произведений: начиная от народных и заканчивая классическими. Он считал, что обязательно нужно играть разные музыкальные композиции, совершенствовать технику исполнения. Для Карнацкого образцом исполнения была игра известного балалаечника Михаила Федотовича Рожкова. Александр Гаврилович – был желанным гостем в различных учебных заведениях и учреждениях, музее имени Шевченко. Его тепло встречали люди разных поколений, особенно были благодарны ветераны. На взгляд Карнацкого - они лучше воспринимают музыку, особенно русскую народную и нередко во время выступлений не скрывали слез – настолько трогательно маэстро исполнял произведения.

Александр Гаврилович был награжден премией «Учитель года», Благодарственным письмом министерства культуры и внешних связей Оренбургской области, а также ему было присвоено почетное звание «Ветеран труда».

 

Рубрика юбилейные даты.

 

В этот день (21 января) в 1903 году родился Григорий Григорьевич Нисский – один из выдающихся живописцев России, народный художник, лауреат Государственной премии. Изображал прекрасные просторы своей Родины по-современному, придавая им особое звучание, движение.


Григорий Нисский, это не только прекрасный живописец, но и очень интересный человек. Он был удивительным человеком, совершенно бесшабашным. Например, во время учебы, помимо занятий у таких мэтров, как Роберт Фальк и Александр Древин, он любил походить на руках по парапету во ВХУТЕМАСе, поиграть в волейбол. На этюдах в Новороссийске и других морских городах знакомился с моряками, просился к ним на борт, много путешествовал, занимался яхтингом и даже выиграл несколько регат. Он был один из немногих, кто умел водить автомобиль, что несомненно давало ему огромный простор для творчества. Он гонял по Подмосковью, по небольшим городам недалеко от Москвы, всё зарисовывал и возвращался в мастерскую писать великолепные пейзажи. Личность, безусловно, интересная. Он, на самом деле, мало, на кого похож. 


Нельзя в искусстве сюсюкать. Надо искать новое.
Григорий Нисский

Первые рисунки Нисского — паровозы на страницах книг отца, фельдшера местной железнодорожной станции, а первые художественные впечатления — репродукции пейзажей Шишкина, Куинджи, Левитана. Интерес к пейзажу останется с ним на всю жизнь, но вот способ его изображения кардинально изменится. «Любить старых мастеров было позорно», — напишет Нисский после переезда в Москву и знакомства с ПикассоДереномМатиссомРуссо. «Это история, это вчерашний день, это прошлый век. Невозможно себе представить, чтобы в пейзаже Левитана приземлился наш гигант Ту-104.

"Над снегами"

Там другой дух, другое настроение, другая эпоха», — станет декларировать он позже, когда на его картинах самолеты будут реальнее людей, а композиция будет выстраиваться электропроводами, лентами автострад и железных дорог.

«В пути»
 

Однако во второй половине 1930-х годов художник обращается к морской теме.
В послевоенные годы Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он часто изображает заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах все чаще появляются станции, поезда. Будучи увлеченным яхтсменом, он по-прежнему пишет водные просторы, однако место моря занимают подмосковные водоемы.

На всех картинах горизонт очень важен для художника. Он его специально делал либо низким, либо, в редких случаях, очень высоким, таким образом, создавая определенную геометрию композиции. Художник гениально работал с пространством.

"Февраль. Подмосковье"

 

"Подмосковная зима"

На рынке его большие хрестоматийные полотна редки, а интерес к ним ожидаемо высок. В 2014 году полутораметровое полотно «Над снегами», выставленное на Sotheby’s и купленное владельцем ИРРИ Алексеем Ананьевым за £1,76 млн ($2,95 млн) установило рекорд не только для художника, но и для всей реалистической живописи советского периода. И хотя в прошлом году его «обошел» Дейнека, Нисский остается одним из самых дорогих и желанных художников на арт-рынке.

 

 

19 января 1865 года родился Валентин Серов - русский живописец и график.


Его отец Александр Серов был музыкальным критиком и композитором, мать Валентина Серова (Бергман) - пианисткой и первой 
женщиной - композитором в России. Мать заметила талант сына к живописи и отдала его на обучение к Илье Репину. 
Репин так отзывался о своем ученике: "Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял его иногда оставить ее  и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика. Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке - там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьезно и взмахивал кистью решительно и смело".
Известность Серову принесли картины 

"Девочка, освещенная солнцем"

и

"Девочка с персиками"

 

 «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» были показаны на выставке Товарищества передвижников в 1888 году. С ними к Валентину Серову пришло признание критиков и публики.

 

(6 января 1872 г., Москва,  -  27 апреля 1915 г. (43 года), Москва)

Музыка Скрябина — это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. ...Она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры.
Б. Асафьев

А. Скрябин вошел в русскую музыку в конце 1890-х гг. и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам Н. Мясковского, «при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные... эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности». Новаторство Скрябина проявило себя и в области мелодики, гармонии, фактуры, оркестровки и в специфической трактовке цикла, и в оригинальности замыслов и идей, смыкавшихся в значительной мере с романтической эстетикой и поэтикой русского символизма. Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Им написаны 3 симфонии, «Поэма экстаза», поэма «Прометей» для оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром; 10 сонат, поэмы, прелюдии, этюды и др. сочинения для фортепиано. Творчество Скрябина оказалось созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий и начала нового, XX в. Напряженность и пламенность тонуса, титанические устремления к свободе духа, к идеалам добра и света, ко всеобщему братству людей пронизывают искусство этого музыканта-философа, сближают его с лучшими представителями русской культуры.

Скрябин родился в интеллигентной семье патриархального уклада. Рано умершую мать (кстати, талантливую пианистку) заменила тетя — Любовь Александровна Скрябина, ставшая и его первой учительницей музыки. Отец служил по дипломатической части. Любовь к музыке проявилась у маленького. Саши с раннего возраста. Однако по семейной традиции он в 10 лет был отдан в кадетский корпус. Из-за слабого здоровья Скрябин был освобожден от тягостной строевой службы, что давало возможность больше времени отдавать музыке. С лета 1882 г. начались регулярные занятия по фортепиано (с Г. Конюсом, известным теоретиком, композитором, пианистом; позднее — с профессором консерватории Н. Зверевым) и композиции (с С. Танеевым). В январе 1888 г. юный Скрябин поступил в Московскую консерваторию в класс В. Сафонова (фортепиано) и С. Танеева (контрапункт). Пройдя курс контрапункта у Танеева, Скрябин перешел в класс свободного сочинения к А. Аренскому, однако их отношения не сложились. Скрябин блестяще окончил консерваторию как пианист.

За десятилетие (1882-92) композитор сочинил немало музыкальных пьес, больше всего для фортепиано. Среди них вальсы и мазурка, прелюдии и этюды, ноктюрны и сонаты, в которых уже звучит своя, «скрябинская нота» (хотя ощущается порою воздействие Ф. Шопена, которого так любил юный Скрябин и, по воспоминаниям современников, прекрасно исполнял). Все выступления Скрябина - пианиста — на ученическом ли вечере или в дружеском кругу, а позднее — на крупнейших эстрадах мира — проходили с неизменным успехом, он умел властно захватить внимание слушателей с первых же звуков рояля. По окончании консерватории начался новый период в жизни и творчестве Скрябина (1892-1902). Он вступает на самостоятельный путь композитора-пианиста. Его время заполнено концертными поездками на родине и за рубежом, сочинением музыки; начинают публиковаться его произведения издательством М. Беляева (богатого лесопромышленника и мецената), оценившего гениальность молодого композитора; расширяются связи с другими музыкантами, например с «Беляевским кружком» в Петербурге, куда входили Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, А. Лядов и др.; растет признание как в России, так и за границей. Остаются позади испытания, связанные с болезнью «переигранной» правой руки. Скрябин вправе сказать: «Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его». В зарубежной прессе его называли «исключительной личностью, превосходным композитором и пианистом, крупной индивидуальностью и философом; он — весь порыв и священное пламя». В эти годы сочинены 12 этюдов и 47 прелюдий; 2 пьесы для левой руки, 3 сонаты; Концерт для фортепиано с оркестром (1897), оркестровая поэма «Мечты», 2 монументальные симфонии с ясно выраженной философско-этической концепцией и др.

Годы творческого расцвета (1903-08) совпали с высоким общественным подъемом в России в преддверии и осуществлении первой русской революции. Большую часть этих лет Скрябин прожил в Швейцарии, но живо интересовался революционными событиями на родине и сочувствовал революционерам. Все больший интерес проявляет он к философии — вновь обращается к идеям известного философа С. Трубецкого, знакомится в Швейцарии с Г. Плехановым (1906), изучает труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Плеханова. Хотя мировоззрения Скрябина и Плеханова стояли на разных полюсах, последний высоко оценил личность композитора. Покидая Россию на несколько лет, Скрябин стремился освободить больше времени для творчества, отвлечься от московской обстановки (в 1898-1903 гг. он помимо всего прочего преподавал в Московской консерватории). Душевные переживания этих лет были связаны и с изменениями в личной жизни (уход от жены В. Исакович — прекрасной пианистки и пропагандиста его музыки — и сближение с Т. Шлецер, сыгравшей далеко не однозначную роль в жизни Скрябина). Живя в основном в Швейцарии, Скрябин неоднократно выезжал с концертами в Париж, Амстердам, Брюссель, Льеж, в Америку. Выступления проходили с грандиозным успехом.

С возвращением Скрябина на родину в январе 1909 г. начинается завершающий период его жизни и творчества. Главное внимание композитор сосредоточил на одной цели — создании грандиозного сочинения, призванного изменить мир, преобразить человечество. Так появляется синтетическое произведение — поэма «Прометей» с участием оркестра громадного состава, хора, солирующей партии фортепиано, органа, а также световых эффектов (в партитуре выписана партия света). В Петербурге «Прометей» был впервые исполнен 9 марта 1911 г. под управлением С. Кусевицкого с участием в качестве пианиста самого Скрябина. В основу «Прометея» (или «Поэмы огня», как назвал его автор) положен древнегреческий миф о титане Прометее. Тема борьбы и победы человека над силами зла и тьмы, отступающими перед сиянием огня, вдохновила Скрябина.

Скрябин скончался скоропостижно, от общего заражения крови. Весть о его ранней кончине в расцвете творческих сил поразила всех. В последний путь его провожала вся артистическая Москва, присутствовало много учащейся молодежи. «Александр Николаевич Скрябин», — писал Плеханов, — «был сыном своего времени. ...Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим».